Обзор Nikon Nikkor Z 400mm F4.5 VR S
Nikon Nikkor Z 400mm F4.5 VR S (3249,95 долларов США) — фантастический объектив по нескольким направлениям. Он довольно легкий, учитывая его телеобъектив и умеренно яркую диафрагму, обеспечивает первоклассное качество изображения и имеет полностью защищенный от атмосферных воздействий корпус с множеством элементов управления. Обычных фотографов может смутить цена, но он стоит намного, намного дешевле, чем настоящая экзотика, такая как Nikkor 400mm F2.8 VR TC S за 14 000 долларов. Длинный, удобный для ношения объектив, который не сломает вам спину или бюджет. Объектив 400 мм F4.5 получает награду «Выбор редакции» для авторов Nikon. У нее не так много аналогов для других систем, поэтому для профессионалов это может быть достаточно веской причиной для выбора полнокадровой камеры Nikon Z.
Самый легкий телеобъектив в своем классе
Nikkor Z 400mm F4.5 VR S имеет размеры 9,2 на 4,1 дюйма (HD), весит 2,7 фунта и поддерживает фильтры с резьбой диаметром 95 мм. Он больше, чем большинство объективов, которые я тестировал, но совершенно мал, учитывая его диапазон фокусных расстояний и достаточно яркую диафрагму F4,5. Это на полтора стопа тусклее, чем вышеупомянутый F2.8 VR TC S, но этот компромисс может того стоить, поскольку длина объектива составляет 15 дюймов, а вес — более чем в два раза тяжелее — 6,5 фунтов.
С 1982 года протестировал и оценил тысячи продуктов, чтобы помочь вам принять более обоснованное решение о покупке. Посмотрите, как мы тестируем.
(Фото: Джим Фишер)
В библиотеке Nikon Z есть несколько отличных объективов, которые любителям спорта и дикой природы следует рассмотреть наряду с 400 мм F4,5. Например, зум-объектив Nikkor Z 100-400mm F4.5-5.6 VR S (2699,95 долларов США) стоит дешевле, но он немного тусклее, весит на полфунта больше и выдвигается дальше, чем 400-мм объектив на длинном конце. Если вам нужен объектив с еще более узким углом обзора, 600 мм F6.3 VR S (4799,95 долларов США) и 800 мм F6.3 VR S (6499,95 долларов США) — это компактные объективы с одинаковыми (относительными) принципами. И Nikkor Z 180-600mm F5.6-6.3 (1696,95 долларов США), и Tamron 150-500mm F5-7.1 (1199 долларов США) также подойдут, если вам нужно большее фокусное расстояние и вы предпочитаете удобство зума.
Компания Nikon создала объектив 400 мм F4.5 для профессионального использования, и эти усилия оправдали себя. В стволе в основном используется высококачественный поликарбонат для экономии веса, но вращающийся воротник штатива, съемная ножка и байонет полностью металлические. Внутренние уплотнения обеспечивают защиту от пыли и брызг, а большой передний элемент покрыт фтором, препятствующим образованию пятен, и имеет антибликовое покрытие Crystal Coat от Nikon. Если вы хотите добавить защитный или творческий фильтр, приготовьтесь потратить большие деньги на вариант с резьбой 95 мм, поскольку объектив не поддерживает вставные задние фильтры.
(Фото: Джим Фишер)
В комплект поставки объектива входит двусторонняя бленда — удобный аксессуар для ярких солнечных дней. Капюшон крепится поворотом, а в качестве фиксатора используется кнопочный замок. Он в основном пластиковый, как и ствол, но спереди имеет резиновый бампер. В комплект поставки Nikon также входят передняя и задняя крышки, а также простой тканевый мешочек.
Оба телеконвертера системы Z, 1,4x и 2,0x, работают с 400-мм объективом F4,5, но у меня не было возможности опробовать ни один из них при тестировании. Использование телеконвертера с объективом сужает угол обзора и ограничивает количество света, попадающего в систему. С увеличением 1,4x и 2,0x объектив работает как оптика 560 мм F6.3 и 800 мм F9 соответственно. Если вам всегда нужен такой большой охват, вам следует вместо этого просто выбрать вышеупомянутые 600 мм F6.3 VR S и 800 мм F6.3 VR S.
(Фото: Джим Фишер)
Множество элементов управления и достаточно быстрый автофокус
Объектив 400 мм F4.5, возможно, и не весит слишком много, но он все равно занимает немало места в сумке для фотоаппарата. Он также достаточно длинный, чтобы сделать вашу камеру тяжелой спереди, хотя большая часть ее веса приходится на заднюю часть. Это все означает, что вам следует использовать прилагаемые ошейник и ножку штатива, если вы полагаетесь на систему поддержки.
(Фото: Джим Фишер)
Встроенный вращающийся воротник штатива удерживается на месте благодаря большому винту с накатанной головкой. Он вращается свободно, без фиксирующих упоров, поэтому вам необходимо совместить точку, нарисованную на воротнике, с точкой на корпусе объектива, чтобы после регулировки все было ровно. Воротник несъемный, но вы можете снять ногу, если хотите немного снизить вес. Однако мне нравится держать ногу на объективе, даже когда я работаю без штатива, поскольку он служит дополнительной опорой.
Объектив имеет несколько различных поверхностей управления. Кольцо ручной фокусировки расположено на видном месте прямо перед воротником, и его достаточно легко найти благодаря его размеру (шире дюйма) и рифленой резиновой отделке. Кольцо ручной фокусировки имеет нелинейный отклик, то есть фокусировка движется медленно, когда вы постепенно перемещаете кольцо, и наоборот.
(Фото: Джим Фишер)
Видеооператоры, скорее всего, предпочтут линейную реакцию фокусировки, которая учитывает, насколько далеко вы поворачиваете кольцо, а не насколько быстро. Этот тип реакции лучше всего подходит для снимков со стойкой фокусировки, в которых один объект перемещается с другого, поскольку его легче повторять. Использование объектива с фокусным расстоянием 400 мм для такого типа снимков встречается нечасто, но фокусировка дыхания — еще одна проблема, если вы все же хотите попробовать. Если вам нужен длинноволосый объектив для работы в кино, обратите внимание на Nikkor Z 100–400 мм, который показывает постоянный угол при смещении фокуса.
Я ожидаю, что больше фотографов будут полагаться на шаговый двигатель (STM) 400-мм F4.5 для управления автофокусировкой. Двигатель STM работает не так быстро, как двигатель с прямым приводом в Nikkor Z 400mm F2.8, но его было достаточно быстро, чтобы уследить за колибри, остановившейся за нектаром у моей кормушки на заднем дворе. Автофокусировка также работала тихо, а это значит, что вы не напугаете дикую природу, если соедините объектив с корпусом камеры с полностью электронным затвором.
Z 8, f/4,5, 1/640 секунды, ISO 1800 (Фото: Джим Фишер)
Примерно на дюйм впереди регулятора фокусировки объектив также имеет кольцо управления с узкой поверхностью с ромбовидной текстурой. Вы можете настроить функцию кольца через меню камеры, в том числе для диафрагмы, компенсации EV, ISO или управления балансом белого. Кольцо вращается с приятным сопротивлением, но без щелчков. Я жаловался, что кольца управления на других объективах Nikkor Z демонстрируют почти сверхчувствительную реакцию, но этот вполне пригоден, особенно если у вас есть более новая камера, такая как Z 8 или Z 9, которая позволяет вам изменить ее поведение. Тем не менее, по-прежнему легко случайно изменить настройки, если объектив заденет ваши ноги или рюкзак. Если вы обнаружите, что кольцо управления мешает, вы всегда можете полностью отключить его через меню камеры.
Nikon также размещает несколько кнопок и переключателей на стволе. Объектив 400 мм имеет переключатель A/M для переключения режимов фокусировки, а также переключатель ограничителя фокусировки, позволяющий включить полный диапазон фокусировки (от 8,2 футов до бесконечности) или ограниченный для более удаленных объектов (19,7 футов и дальше). Кнопка функции объектива (L-Fn) находится рядом, а кнопка установки памяти — на противоположной стороне. Между тем, набор из четырех кнопок L-Fn2 находится дальше вперед, расположенных под углом 90 градусов друг от друга. Большинство людей используют их для фокусировки, но вы можете переназначить их функции через меню камеры. Просто помните, что все четыре кнопки L-Fn2 назначены на одну и ту же функцию.
Z 8, f/4,5, 1/400 секунды, ISO 160 (Фото: Джим Фишер)
Функция «Память» несколько эзотерична, но полезна в определенных ситуациях. Он позволяет сохранить заданное расстояние фокусировки, на которое можно вернуть объектив одним нажатием кнопки. Если вы фотографируете спортивные состязания или кормушку для птиц с фиксированной точки, сохранение положения фокуса позволит вам мгновенно вернуть объектив в нужное место. Классический вариант использования — бейсбол: вы можете сохранить базу или позицию в памяти и вернуться к ней, чтобы поймать игру, которую иначе вы могли бы пропустить. Вам по-прежнему следует полагаться на систему автофокусировки во время серийной съемки, чтобы не отставать от движения объекта, но кнопка «Память» позаботится о первоначальной настройке фокуса.
(Фото: Джим Фишер)
На ближайшей дистанции фокусировки 8,2 фута Z 400mm F4.5 снимает объекты в натуральную величину 1:6,25, что не соответствует макродиапазону. Если вам нужен длиннофокусный объектив, который лучше подходит для съемки крупным планом, очевидной альтернативой станет Nikkor Z 100–400 мм. Он фокусируется на расстоянии до 2,5 футов для воспроизведения 1:2,6.
Обозначение VR, сокращение от «подавление вибраций», означает, что в объективе используется оптическая стабилизация. Он рассчитан на компенсацию 5,5 ступеней отдельно и 6,0 ступеней в сочетании с камерой со стабилизированным датчиком. Когда я попробовал сделать несколько снимков с длинной выдержкой с рук из положения сидя с помощью Z 9, я получил фотографии без признаков рукопожатия при выдержке 1/8 секунды и немного менее стабильные результаты при выдержке 1/4 секунды. Обратите внимание, что на самом объективе нет переключателя VR.
Z 9, f/4,5, 1/400 секунды, ISO 2800 (Фото: Джим Фишер)
Nikkor Z 400mm F4.5: в лаборатории
Я сопоставил 400-мм F4.5 с 45-мегапиксельной камерой Z 9 и Иматест программное обеспечение для проверки его работоспособности в лаборатории. Объектив чрезвычайно резкий: 4500 линий по всему кадру при диафрагме f/4,5–11. Качество изображения немного страдает при меньшем значении диафрагмы. Он находится на грани между очень хорошим и превосходным при f/16 (4000 линий), попадает в хороший диапазон при f/22 (3200 линий) и заметно мягче при минимальной диафрагме f/32 (2000 линий). Для этого есть веская причина: частицы света рассеиваются, проходя через очень маленькую диафрагму, что делает изображение более мягким.
Z 9, f/4,5, 1/400 секунды, ISO 180 (Фото: Джим Фишер)
Однако вы все равно можете уменьшить апертуру для солнечных звезд. При диафрагме f/22–32 объектив рисует крошечные точки света в виде 18-точечных звездочек. Хотя я не ожидаю, что многие выберут этот объектив в качестве пейзажного объектива, возможно, вам будет полезно попробовать сделать снимок с небольшой диафрагмой, если этого требует сцена.
Работа с сильным контровым светом – слабое место объектива. Контраст держится довольно хорошо, но на фотографиях, сделанных прямо на солнце, я заметил некоторые фиолетовые и зеленые призраки. Я рекомендую использовать прилагаемую бленду, чтобы затенить большой передний элемент от солнечного света под другим углом, и стараться не помещать солнце позади объекта в кадре (что не должно быть слишком сложно для полевых видов спорта и большинства работ, связанных с дикой природой). Просто помните об этом совете, когда снимаете авиашоу или птиц в полете.
Z 9, f/4,5, 1/400 секунды, ISO 10 000 (Фото: Джим Фишер)
Коррекция в камере позволяет создавать файлы JPG без видимых искажений и с равномерным освещением от края до центра. В Adobe Lightroom и Capture One есть профили для фотографов, работающих в формате Raw, но они вносят лишь небольшие изменения в изображение. Когда я отключил профиль коррекции в Lightroom, мне пришлось смотреть рядом с JPG, чтобы обнаружить небольшое подушкообразное искажение. Виньетирование наиболее заметно при диафрагме f/4,5, поскольку углы немного темнее центра кадра.
Помимо вышеупомянутых призраков от внутренних отражений, объектив отлично справляется с подавлением ложной цветопередачи. Я не смог обнаружить ни боковой хроматической аберрации в типичных проблемных местах (например, вокруг линий электропередач и ветвей деревьев), ни признаков продольной аберрации (LoCA) на расфокусированном фоне. Это означает, что вам не придется бороться с ложной фиолетовой или зеленой окантовкой или цветом в кадре.
Z 8, f/4,5, 1/400 секунды, ISO 900 (Фото: Джим Фишер)
При 400 мм f/4,5 с помощью объектива очень легко размыть фон, поскольку глубина резкости очень мала. Качество расфокусированного фона, или боке, весьма приятное. Объектив рисует блики с мягкими краями, создавая чистый фон, хотя я заметил некоторые формы кошачьего глаза по краям кадра при самой широкой диафрагме. Круглая диафрагма делает их круглыми, если немного прикрыть диафрагму.
Z 8, f/4,5, 1/400 секунды, ISO 800 (Фото: Джим Фишер)
Бесподобный телеобъектив с фиксированным фокусным расстоянием
Nikkor Z 400mm F4.5 VR S станет выдающимся объективом для любой фотосистемы, поэтому нет никаких сомнений в том, что он достоин награды «Выбор редакции» для фотографов Nikon. Он ярче и легче, чем Nikkor Z 100–400 мм, делает исключительно четкие изображения и имеет прочную конструкцию со всеми необходимыми элементами управления. В целом, это стоящая покупка для энтузиастов и профессиональных фотографов, предпочитающих более легкий комплект для работы в полевых условиях. А поскольку ни у Canon, ни у Sony нет ответа на последнюю модель Nikon в линейке легких телеобъективов средней ценовой категории, это убедительная причина перейти к беззеркальной системе Z.
Nikon Nikkor Z 400mm F4.5 VR S